В одном из последних выпусков научного журнала первого квартиля (Q1) Journal of Mathematical Behavior (SJR=0.923, Education, Elsevier, UK) опубликована статья “Analyzing connections between teacher and student topic–specific knowledge of lower secondary mathematics” – “Анализ связи между предметными знаниями учителя и ученика по конкретным темам математики среднего звена школы”.
Это результаты совместного исследования ученых Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо (США). В авторский коллектив данной публикации вошли сотрудники КФУ: доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования Елена Ибрагимова, завкафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики Лилиана Шакирова, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Кадрия Шакирова, а также коллеги из Техасского университета в Эль-Пасо Карла Эурека и Мария Круз. Руководил исследованием доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета Мурат Чошанов.
Статья явилась логическим продолжением научных кросс-культурных исследований отношений «учитель – ученик». Результатом первой совместной научно-исследовательской работы ученых КФУ и Техасского университета стала опубликованная в другом престижном журнале категории Q1 – “International Journal of Science and Mathematics Education” (SJR=0.893, Education, Springer, The Netherlands) статья «Examination of Lower Secondary Mathematics Teachers’ Content Knowledge and Its Connection to Students’ Performance» – «Исследование предметных знаний учителя математики среднего звена школы и их влияние на уровень обученности школьников».
Несмотря на интуитивный здравый смысл темы, ученый КФУ, тем не менее, подчеркивает ее значимость в современном научно-исследовательском пространстве в области подготовки учителя.
— Как и годы назад, мы считаем, что школа начинается с учителя, и в первую очередь надо обращать внимание на эту ключевую фигуру в образовании. В связи с этим, наши работы велись по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость школьников США и России, – пояснила доцент кафедры психологии личности ИПО КФУ Елена Ибрагимова.
— Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее, – уточнила Елена Ибрагимова.
По словам доцента ИПО, исследование было направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы).
— 97 российских и 102 американских учителя были протестированы с использованием опросника предметных знаний (Teacher Content Knowledge Survey), который состоял из задач различного когнитивного типа, – рассказала о ходе исследования Елена Николаевна. – Вопросы созданного нами опросника, по которому учителя выполняли задания, содержательно отражали предметные знания учителя по трем когнитивным категориям. Первая была направлена на оценку самих знаний, вторая категория — применение знаний, и третий когнитивный тип — рассуждение, обобщение знаний.
Исследование включало в себя два уровня анализа данных: количественный анализ результатов опросника и интервью с учителями для качественного сравнительного анализа предметных знаний российских и американских учителей.
— Во-первых, мы провели количественный сравнительный анализ предметных знаний учителей по основным разделам содержания курса математики в среднем звене школы. Во-вторых, мы сравнили предметные знания российских и американских учителей по каждому когнитивному типу.
Результаты исследования показывают статистически значимую разницу в уровне предметных знаний учителей России и Америки. У российских – явно выше стоят знания по разделам алгебры и геометрии, но «проседают» знания теории вероятностей и статистики. Кроме того, россияне лучше рассуждают, чем их американские коллеги.
— Мы попытались объяснить, с чем это может быть связано. У многих российских учителей школа подготовки была еще советская – ориентированная больше на рассуждение. А теория вероятности и статистики были введены в российскую программу не так давно в связи с ЕГЭ. И наши учителя не владеют еще в полной мере этими знаниями. Но в целом мы выявили зависимость успеваемости учащихся от знаний учителей.
По словам ученого КФУ, результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России. А также при определении приоритетов в обучении учащихся среднего звена школы как в аспекте предметных разделов, так и когнитивных типов знаний.
В планах международной группы ученых — исследование по изучению отношения учителей к ошибкам (к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются сами учителя) и влияния отношения к ошибкам на эффективность педагогической деятельности. Результаты дадут возможность сравнить содержание психолого-педагогической составляющей компетентности учителей США и России в выбранных аспектах.