20.12.2017 13:26
Новости.
Просмотров всего: 14315; сегодня: 1.

КФУ участвует в российско-германском проекте «Classroom Cultural Diversity Climate»

Казанский федеральный университет инициировал масштабный российско-германский исследовательский проект в области образования, к участию в котором привлечены Университет Потсдама, Российский экономический университет им. Плеханова, Томский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет. Ключевая задача этого кросскультурного исследования - изучение школьного климата в России и Германии.

В последние десятилетия зарубежные исследователи все более пристально анализируют ежедневно происходящие в школе события, причем фиксируют не только объективные показатели учебной деятельности, но и социальные и психологические характеристики. Одной из таких характеристик является школьный климат – невидимый, но ощущаемый всеми участниками элемент школьной жизни. Школьный климат рассматривается как фактор не только академических достижений, но и другого рода результатов обучения в школе – развития социальных навыков, уровня самооценки школьников, их эмоционального и психологического состояния.

Интерес к школьному климату выходит за пределы сугубо исследовательских или управленческих задач, он важен также для родителей учеников, например при выборе школы. В европейских странах и США созданы центры изучения школьного климата, существует более сотни инструментов, предназначенных для его измерения на разных этапах обучения (в начальной, средней, старшей школе) и для разных участников образовательного процесса (учителей, директоров, учащихся и их родителей) с очень широким диапазоном применения результатов.

В России для изучения школьного климата и его влияния на академическую успеваемость зачастую используются данные масштабных международных исследований, например PISA. Однако без валидного и надежного русскоязычного инструментария невозможно подтвердить достоверность результатов.

Ученые из Центра инклюзивного образования (Inclusive Education Group) Потсдамского университета под руководством профессора Линды Янг сосредоточили свое внимание на школьном климате в контексте культурного разнообразия и степени его влияния на адаптацию школьников – подростков. Немецкими исследователями было высказано предположение о том, что позитивный школьный климат наиболее важен для подростков с иммигрантским опытом. Учеными разработан опросник «Classroom Cultural Diversity Climate scale (CCDCS-2)» и собран богатый эмпирический материал в школах Германии, Бельгиии, Швеции.

Научные сотрудники Центра миграционной педагогики Института психологии и образования КФУ под руководством профессора Дины Бирман занимаются изучением проблем адаптации детей иммигрантов в образовательных учреждениях России. В ходе общения с немецкими коллегами возникла идея сближения двух научных коллективов и проведения совместного исследования. Для России данный проект представляет особый интерес, так как изучение школьного климата в контексте культурного разнообразия в отечественной науке до сих пор не проводилось. По мнению экспертов, эта проблема входит сейчас в число наиболее актуальных для современной российской школы.

С российской стороны исследовательский проект возглавляют профессор университета Майами Дина Бирман и профессор КФУ А.Калимуллин. Напомним, что Дина Бирман является приглашенным профессором нашего университета и одним из руководителей САЕ «Учитель 21 века». По результатам ее исследований в 2017 году были опубликованы пять статей в высокорейтинговых международных журналах. Не менее важно, что под руководством Дины Бирман началось формирование собственной научной школы КФУ в области адаптации детей мусульман-мигрантов.

Первые результаты уже налицо – проведены интереснейшие сопоставительные исследования и приняты в печать статьи доцентов Чулпан Громовой, Резеды Хайрутдиновой, Камиля Насибуллина. Наши ученые становятся все более известными за пределами России, получая гранты на участие в международных научных школах. Продуктивно входит в проект выпускница университета Саутгемптона (Великобритания) – Елена Семенова, работающая в Институте психологии и образования в качестве научного сотрудника.

— Целью заявленного проекта является дальнейшая теоретизация проблемы школьного климата, адаптация и совершенствование опросника для российского контекста и изучение степени влияния школьного климата на адаптацию подростков-иммигрантов и неиммигрантов. Сравнение результатов исследования в России и Германии может помочь российской исследовательской группе разработать более богатое и более тонкое понимание особенностей школьного климата, а также инструментов, которые его оценивают.

Масштабность данного исследовательского проекта заключается в том, что сбор и анализ эмпирического материала будет проводиться в пяти регионах Российской Федерации.

Отметим, что проект «Classroom Cultural Diversity Climate» был заявлен на грант русско-немецкого научного фонда DFG, результаты которого будут известны в 2018 году.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

Тонкости открытия своего бизнеса: кофейня
31.10.2024 18:50 Консультации
Тонкости открытия своего бизнеса: кофейня
Кофейня является одним из популярных вариантов для начала бизнеса. И этому есть свои причины. В больших городах на потребление кофе есть стабильный спрос. Открытие заведения не требует больших вложений. Стоимость аренды, оборудования зависит от формата и расположения, но в целом это не самый...
31.10.2024 17:38 Аналитика
Что изменилось в России с 1 ноября 2024 года
Всего в ноябре начнут действовать положения 133 федеральных актов, принятых на данный момент. Ключевые поправки касаются: трудовых отношений, сферы IT, военной службы, СВО, банковской деятельности и кредитования, налогообложения, вопросов гражданства и миграционного учета и иных сфер. Рассмотрим...
История Великого чайного пути
31.10.2024 15:45 Аналитика
История Великого чайного пути
Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на...
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
31.10.2024 13:40 Мероприятия
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
В Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества». В открытии выставки принял участие председатель Правления Российского исторического общества...
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
31.10.2024 13:13 Новости
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
Российская сторона председательствует и одновременно является организатором восьмого совещания руководителей туристских администраций России, Китая и Монголии, которое состоялось в столице Бурятии Улан-Удэ. Участники встречи подтвердили свою заинтересованность в сотрудничестве в области...