За 18 лет студенческий клуб «GIS Junior» вырос из обычного кружка “по интересам” до настоящего сообщества будущих профессионалов. Положительный опыт клуба был взят на вооружении при выстраивании концепции образования в рамках САЕ “ЭкоНефть”.
Казанская школа геоинформационных систем считается одной из самых сильных в России: ежегодно студенты КФУ занимают призовые места на всероссийских и международных профильных научных конференциях и олимпиадах. Секрет такого успеха довольно прост – это долгие годы обучения и тренировок. Свой путь ГИС-клуб начал аж в далеком 2000 году, когда еще геологический факультет КФУ в рамках программы поддержки университетов России и СНГ получил программное обеспечение компаний ERSI и ERDAS. С тех пор “GIS Junior” прошел через многое, однако в России ему до сих пор нет аналогов.
«Основную задачу GIS-клуба я видела в том, чтобы дать геоинформационную грамотность хоть какому-то количеству людей. За время существования через клуб прошли сотни людей, но выход – единицы, значимые единицы. Раньше я сожалела, что люди, получив знания, оставляют клуб, но теперь понимаю, это хорошо, что все они ушли в разные места: значит там внедряются технологии», – поделилась научный руководитель студенческого клуба “GIS Junior”, старший научный сотрудник ИГиНГТ Инна Чернова.
Наибольшей популярностью GIS-клуб пользуется у студентов, изучающих геологию, картографию, геофизику и экологию. Однако прийти в клуб может любой желающий – первоначальная подготовка и знания в геологии и географии не требуются, т.к. обучение начинается с нуля. Помочь новичкам готовы и студенты из числа бывших слушателей – в учебном классе всегда присутствуют пять-шесть модераторов. Они же, к слову, ведут и занятия. Собираются гисовцы раз в неделю и постепенно учатся работать с таким софтом, как ArcGIS, ERDAS Imagine и Easy Trace. Основная задача клуба научить студентов геоинформационным системам и работе с цифровыми картами.
«Как и на классических университетских занятиях, GIS-клуб начинает обучение с основ, но в дальнейшем студенты осваивают материал, которого нет в учебном плане, при этом основной упор делается именно на практику: лекционная часть составляет всего 10-20 минут, тогда как продолжительность занятия достигает трех часов. Также с этого года мы включили в программу интерактивный элемент: студенты в группах вычисляют данные, рисуют, после чего определяется лучшая команда дня», – поделился президент клуба, аспирант ИГиНГТ Игорь Огнев.
GIS-клуб регулярно участвует и в различных научных проектах. Например, в далеком 2002 году юные знатоки ГИС готовили материалы для экспедиции на Аральское море в рамках международного проекта, связанного с экологической проблемой этого водоема. Ребята создавали стереопары, провели геоморфологическое дешифрирование и подготовили картографические материалы, которые в дальнейшем использовались при проведении занятий. Также в активе ГИС-клуба республиканский проект в Болгарах – студенты Института геологии и нефтегазовых технологий обеспечивали ему геоинформационную поддержку: строили трехмерные модели объектов на основании фотограмметрии, проводили полевые измерения, магниторазведку и дешифрирование. Кроме этого была создана цифровая модель рельефа полигона учебной практики в Печищах, ведется работа над интерактивной моделью геофака. В следующем году слушателям клуба предстоит объемная работа по оцифровке аналоговых магнитограмм Казанской обсерватории, запись которых ведется еще с начала прошлого века, тогда как цифровая запись магнитного сигнала началась всего пять лет назад. Как утверждают инструкторы, чтобы делать такие проекты новоиспеченным участникам клуба потребуется несколько занятий.
Кроме практических навыков и опыта научной работы слушатели GIS-клуба также получают практику публичного выступления, самостоятельной подготовки доклада и первичное понятие о научной работе. Такой комплекс знаний и умений открывает перед ними большие перспективы. Неслучайно, многие выпускники клуба строят успешную карьеру и в науке, и в отрасли.
«Те, кто имеют навыки работы с данными дистанционного зондирования, с географическими информационными системами найдут применение в любой геологической организации, потому что написание геологического отчета предполагает геофизическую изученность, которая требует построения карт. Кроме того, работая с географическими системами координат и геоинформационными системами как таковыми легче адаптироваться в среде моделирования, потому что объемное представление и есть прерогатива информационных систем», – выразил свое мнение доцент ИГиНГТ Ильмир Нугманов.
Выпускники ГИС-клуба имеют преимущество при трудоустройстве, многие учились по обмену в зарубежных образовательных учреждениях, сейчас работают в крупных компаниях по поиску и разработке месторождений, исследовательских институтах, занимают ведущие должности в республиканских органах госуправления.
«Один из наших студентов прошел конкурсный отбор и работал в корпорации ExxonMobil. Георгий Цой – выпускник GIS-клуба – сейчас сотрудник информационного центра в кабмине РТ. Кто-то ушел в частные компании по поиску и разработке месторождений, многие работают в ведущих нефтяных компаниях: Газпром, Лукойл, Татнефть. И все наши выпускники отмечали, что большой старт им дал именно ГИС-клуб», – поделилась Инна Чернова.
Востребованность выпускников GIS-клуба «Junior» – это лишь небольшой, но очень яркий пример того, как меняется нефтегазовая отрасль. Если еще вчера, чтобы добыть нефть, было достаточно пробурить скважину, то сегодня этому предшествует целый комплекс различных измерений и операций. Очевидно, что меняются и требования к специалистам – компании все чаще заглядывают не в дипломы о высшем образовании, а как раз-таки в послужные списки соискателей. Участие в проектах, научная деятельность, дополнительное образование – все это при трудоустройстве может стать одним большим плюсом. И с каждым годом эта тенденция будет только расти. Неслучайно, в рамках САЕ «ЭкоНефть» выстраивается новая образовательная концепция, основными принципами которой являются опережающее обучение и компетенции из первых рук.