12.02.2018 11:10
Новости.
Просмотров всего: 9717; сегодня: 1.

Психологи разбирались, каким должен быть ученый

О создании психологической модели субъекта научно-исследовательской деятельности и психологических характеристиках, обуславливающих формирование личности начинающего ученого, рассказала доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Инна Кротова.

Современное общество динамично развивается, постоянно формируя новые запросы, инновационные взгляды и нестандартные потребности как целого социума, так и отдельно взятого человека. Высокотехнологичная среда очень нуждается в грамотных специалистах, способных решать любые проблемы самого широкого спектра на самом высоком уровне. Такими требуемыми ресурсами могут обладать ученые, исследователи, люди творческие и креативные, люди, понимающие суть изменений и их характер, люди, делающие прогноз с оптимальной оценкой происходящего.

Исследование, которое проводили психологи КФУ, позволило создать психологическую модель субъекта научно-исследовательской деятельности и выделить конкретные психологические характеристики, обуславливающие формирование личности начинающего ученого.

– До этого описывались требования и предпосылки личности, позволяющие считать ее субъектом научно-исследовательской деятельности. Характер требований относился к общим психическим процессам, возможностям и качествам личности, внутренняя конкретная обусловленность их проявления не раскрывалась. Мы попытались выделить психологические детерминанты, никогда ранее до этого не определявшиеся, – пояснила Инна Владимировна.

Психологи Казанского университета остановили свой выбор на этапе мастерства, так как он включает в себя и успешное выполнение профессиональной деятельности.

– Экспериментальной группой нашего исследования стала группа аспирантов, успешно завершивших обучение в аспирантуре с представлением к защите кандидатской диссертации, доказав, таким образом, имеющиеся навыки квалифицированного выполнения научно-исследовательской деятельности.

Исследование проблемы проводилось в четыре этапа: теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования, подбор и формирование психодиагностического инструментария, проведение эмпирического исследования, обработка полученных результатов методами математической статистики и интерпретация данных.

Для эмпирического исследования было сформировано две экспериментальные группы: «аспиранты» – 73 человека и «кандидаты наук» – 25 человек.

– «Кандидаты наук» были представлены бывшими аспирантами, достигшими процедуры защиты диссертации в отличии от группы «аспиранты», члены которой были либо отчислены, либо не проходили по формальным критериям успешности в данной профессиональной деятельности.

Было установлено, что психологическими детерминантами достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования являются психологические показатели, именуемые согласно авторским названиям соответствующих методик: «критерии оценки», «самоценность», «планирование».

– Исходя из вышесказанного теперь мы имеем полное право представить вашему вниманию выводы дающие целостное и корректное представления о психологических детерминантах достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования, отвечающие на вопрос –«как стать ученым?» и «какие психологические характеристики необходимо развивать для развития себя как субъекта научно-исследовательской деятельности?», «развитие каких психологических характеристик личности поможет удовлетворить запрос общества в развитии и получении научных кадров?».

Самыми важными характеристиками личности кандидата наук, того, кто способен к академической карьере будут: сформированная и определенная самостоятельно человеком система отношений к себе, к другим людям, своим возможностям, независимая оценка своих успехах в реализации плана и при этом человек будет осознавать ценность своей личности как для себя, так и для общества и уметь планомерно достигать поставленных целей с помощью определения системы средств и последовательности их применения.

Учеными КФУ предлагается психологическая модель ученого как человека независимого в оценке своих достижений, осознающего ценность собственной личности со всеми достоинствами и недостатками, способного выбрать средства для достижения цели и применять их в верной последовательности, человек гармоничный, толерантный, естественный, удовлетворенный своим прошлым и настоящим, ориентированный на творческое диалоговое и равноправное общение.

Практическая значимость исследования позволяет определить базу для разработки рекомендаций для формирования личности ученого-исследователя, а именно, необходимость проведения адаптивного психологического сопровождения процесса достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования, с входящим тестированием и диагностированием психологических характеристик аспирантов, с целью проведения дальнейшей коррекционной работы (индивидуальной и групповой) для развития и формирования выделенных базовых и дополнительных психологических детерминант научно-исследовательской деятельности.

– Дальнейшую научно-исследовательскую практику у наших студентов я планирую проводить, не только ставя перед ними профессиональные задачи, но и стимулируя развитие их личностно-психологического потенциала, не разрешая себе игнорировать или упускать из виду ни один из элементов нашей выявленной психологической модели субъекта научно-исследовательской деятельности, субъекта научного творчества, – резюмировала наш эксперт.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

Политика ЧОО изменилась
30.10.2024 18:39 Интервью, мнения
Политика ЧОО изменилась
В новые задачи частных агенств безопасности теперь входит анти-дроновая работа и помощь спецслужбам  Ряд новых законов, касающихся сферы безопасности, вступил в силу в этом году. Также с начала СВО произошли существенные изменения в охранной отрасли. О насущных проблемах и путях их решения в...
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
30.10.2024 13:43 Новости
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
С 1 по 8 ноября состоится Большой этнографический диктант. Эта всероссийская просветительская акция проходит в девятый раз и привлекает все больше участников. В 2023 году свои знания проверили свыше 3,4 миллиона человек из 89 регионов Российской...
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
30.10.2024 10:40 Аналитика
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
Сотни и сотни людей спускались под землю в катакомбы. Спускались солдаты, женщины, дети, старики. Спускались со своим скромным имуществом, угрюмые и мрачные. Все они бежали от неминуемой смерти, и предпочитали сделать хоть что-то для борьбы с жестоким врагом, и быть может всё равно умереть, и...
25 мая может стать всероссийской памятной датой
30.10.2024 10:06 Новости
25 мая может стать всероссийской памятной датой
В Архангельском областном институте открытого образования в рамках XVI Северного межнационального форума прошел круглый стол на тему сохранения морского культурного исторического наследия России. С докладом о деятельности РО РВИО выступил его руководитель Сергей Ковалев. Дистанционно в нем...
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...