С 20 по 23 апреля в Казани проходил полуфинал Всероссийского конкурса «Лига Лекторов» Российского общества «Знание». Выступления участников проходили в Казанском федеральном университете. Всего за право попасть в финал боролись 59 лекторов из 16 городов ПФО. Среди участников были как профессиональные преподаватели, так и специалисты из других областей, желающие популяризировать свои знания.
На открытии первого дня конкурса с приветственным словом к участникам и зрителям обратился министр образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин: «Рад приветствовать вас, участников научно-популярного просветительского конкурса «Лига Лекторов», организованного Российским обществом «Знание», в нашей республике. Очень приятно, когда приезжают молодые студенты, аспиранты, ученые, которые готовы стать настоящими лекторами. И молодежь, и более опытные наставники следят за вашими выступлениями. У вас разные темы: философия, филология, искусство, кино, социальные и политические вопросы. Казань всегда имела большое научное значение. Это студенческий, молодежный, научный, образовательный город. И не зря полуфинал проходит именно здесь. Я вам желаю успехов, благополучия, чтобы сегодняшние выступления принесли вам удачу».
Победитель первого сезона «Лиги Лекторов», директор фонда развития Казанского федерального университета Ильнур Хазипов подчеркнул ценность проекта для участников: «Лига Лекторов» — это огромное комьюнити, могу сказать не понаслышке. Это сообщество единомышленников, потому что люди привержены одной большой цели. Таких крепких и сильных уз очень мало. Статус участника «Лиги Лекторов» дает в первую очередь много единомышленников, которые движутся вместе с тобой, создают крутые образовательные платформы, крутой контент, которые видят перед собой задачу развивать нашу молодежь. Могу точно сказать, что тот, кто победит, будет вести за собой большое количество людей. Что бы у вас ни происходило, всегда помните, что вы должны говорить слова правды, тем более сейчас. В этом фарватере изменений мы будем теми людьми, которые поведут образование в России в новое русло».
Всего в полуфинале Приволжского федерального округа приняли участие 59 лекторов из Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Саранска, Перми, Саратова, Самары, Йошкар-Олы, Пензы, Ульяновска, Димитровграда, Энгельса, Набережных Челнов, Новотроицка и Рузаевки. Все они уже справились с двумя дистанционными этапами и теперь проходили очные испытания перед аудиторией. Каждому полуфиналисту отводилось 20 минут на лекцию и около 5 минут на вопросы от зрителей и ведущего. По завершении каждого выступления на экран выводился QR-код, который сканировали зрители из зала и онлайн-трансляции и оценивали по 10-балльной шкале лекторов по 5 критериям.
Конкурс в Казани длился четыре дня. Первый день форума объединил лекторов с гуманитарными темами: филология, культура, музыка и риторика. Еще два доклада были посвящены архитектуре и деятельности НКО. Мотивация участвовать в конкурсе была и у профессиональных преподавателей. Доцент кафедры русской и татарской филологии, преподаватель Набережночелнинского государственного педагогического университета Александра Потанина из города Набережные Челны отметила: «Чтение лекций — мой повседневный труд. Участие в конкурсе — это выступление в непривычных условиях, возможность посмотреть на себя со стороны, познакомиться с другими участниками, обменяться опытом. Важным и сложным моментом для меня был выбор тем публичных лекций, хотелось, чтобы их содержание оказалось актуальным для широкой аудитории. Очень рада, что мое выступление в Казани на тему «Эффективность мнемотехники в языковой практике» нашло живой отклик у слушателей. По окончании лекции было задано много интересных вопросов. Большое спасибо участникам и организаторам конкурса».
На следующий день фестиваль вдохновляющих знаний продолжился, и на этот раз доминировали гибкие навыки, психология и карьерный рост. Участница конкурса, преподаватель Казанского национального исследовательского технологического университета Полина Кузьмина из Казани поделилась впечатлениями: «Это очень важный для меня проект. Он дает возможность лекторам подрасти, прокачаться, ощутить себя таковыми в полной мере. Я впервые выступала с радиомикрофоном. Интересно сочетать онлайн- и офлайн-формат, за время пандемии мы изголодались по живому общению. С другой стороны, качественно сработала команда организаторов, от них ощущалась поддержка. Я выбрала тему «Креативить, чтобы создавать: стратегия Уолта Диснея», потому что, чем бы ни занимался человек, эта стратегия позволит ему раскрыться, подумать о своих идеях в разных форматах, подпитаться позитивом и понять, что, когда мы критикуем, жалуемся, — это тоже нормально. Тема раскрывает способность критически мыслить, применима для всех, и это знание легко транслировать дальше. После выступления я видела, например, как один студент рассказывал другому об услышанных здесь темах, в том числе о моей. Очень здорово, что они сразу делятся этими знаниями».
В третий день на сцене блистали специалисты по истории, праву, философии, а также звучали деловые нотки — лекции по маркетингу и рекламе. В полуфинале в ПФО участвовало много профессиональных преподавателей, однако были и представители других профессий. Предприниматель Александр Яровиков из Йошкар-Олы в лекции с необычным названием «Жизненные циклы организации, путь героя, маркетинг, кунг-фу и панды» с увлечением рассказал о своем пути лектора и выборе темы: «Сложно вместить одну тему в 20 минут, но это и серьезный вызов. Хотя я предприниматель, но много преподаю, в том числе маркетинг в Марийском государственном университете. В душе я, наверное, даже больше преподаватель. Очень люблю читать лекции, выступать спикером. И есть идеи, которые хочется доносить. Путь предпринимательства, компании девальвирован культом современного успеха и потребления. Так его представляют и многие блогеры. Но я хотел рассказать, что на самом деле это путь героя, который выходит из своего привычного миропорядка в мир хаоса и делает из непонятного понятное. И один из инструментов — огромное сердце и любовь к своей профессии, к своему пути. Отсюда и аллюзия к мультфильму «Кунг-фу Панда» в моей теме, там ярко показан такой путь героя, такие мифологические паттерны».
В заключительный день полуфинала в Казани спикеры выступали с докладами о медицине, биологии, экологии, физике, математике, астрономии, ИТ, инженерии и географии. Полуфинальный этап Всероссийского конкурса «Лига Лекторов» продлится до конца апреля. Участники конкурса представят свои лекции слушателям в Москве, Владивостоке, Сочи, Архангельске, Екатеринбурге, Туле, Казани и Новосибирске.
Онлайн-трансляция и все записи выступлений полуфиналистов будут доступны для просмотра участникам сообщества Российского общества «Знание» в социальной сети ВКонтакте и на сайте проекта «Лига Лекторов».
Сто лучших лекторов, успешно преодолевших этапы конкурса, будут приглашены на финал в Москву. Они выступят в ведущих столичных вузах, а победителей выберет аудитория. Финалисты получат звание лектора «Знания» и возможность регулярно выступать на просветительских мероприятиях Общества «Знание» по всей России.
На церемонии награждения победителей «Лиги Лекторов» в Москве будут названы имена лучших 50 лекторов, которые получат поддержку Российского общества «Знание» в создании, развитии и продвижении просветительского контента, а также доступ к комплексной образовательной программе Общества. Она включает лекции и мастер-классы по разработке, производству и продюсированию просветительского контента: блогов, авторских курсов, фильмов и других проектов, а также курсы по ораторскому мастерству и публичным выступлениям.
Сбор заявок на участие в третьем сезоне «Лиги Лекторов» открыт на официальном сайте проекта.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.