14.07.2022 12:30
Новости.
Просмотров всего: 39987; сегодня: 2.

Лучшие проекты в сфере цифровизации транспорта 2021-2022

В прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. За реализацию указанных в документе инициатив отвечает Минтранс совместно с федеральными органами исполнительной власти. При этом ряд аналитиков сходятся во мнении, что одним из главных факторов развития транспортной отрасли является применение современных цифровых решений.

Цифровизация транспорта в нашей стране уже началась и активно ведется. Сейчас можно оценить первые результаты внедрения новых проектов как в Москве, так и в регионах, и дать прогноз, как будет трансформироваться облик транспортно-логистической сферы. Эксперты считают, что в ближайшие несколько лет в связи с внедрением технологий обработки больших данных, искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей (IoT) транспортная отрасль выйдет на новый уровень качества. 

Оплата проезда в метро по биометрии.

В октябре 2021 года на всех станциях московского метро заработал сервис оплаты проезда при помощи системы распознавания лица Face Pay. Москва – первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. При этом все остальные сервисы оплаты по-прежнему доступны пассажирам. Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно загрузить через приложение «Метро Москвы» свою фотографию, банковскую и карту «Тройка». На станциях расположены специальные турникеты, для прохода через которые достаточно посмотреть в камеру. Плата за проезд списывается автоматически. Особые устройства пропуска отмечены стикерами.

По словам разработчиков, вся информация о пользователе сервиса надежно зашифрована. Камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица. В планах Минтранса – создать глобальную систему цифровых профилей пассажиров для оплаты проезда на всех видах транспорта по биометрии к 2030 году. А инициатива «Зеленый цифровой коридор пассажира» предполагает, уже к 2024 году более 70% россиян смогут путешествовать по крупным городам России по цифровому профилю, без физических документов. Это почти на 25% сократит время ожидания общественного транспорта, а скорость перемещения пассажиров возрастет на 37%.

«Умная» оплата в наземном транспорте.

Технология Face Pay действует только в московском метрополитене, однако в наземном пассажирском транспорте тоже внедряют инновационные способы оплаты без необходимости валидации. Например, в Тверской области, Казани и Таганроге пассажиры оплачивают проезд бесконтактно с помощью транспортного мобильного приложения, к которому привязана банковская карта. В салоне транспортного средства находится QR-код, на который нужно навести камеру смартфона, подтвердить оплату и получить электронный билет. В июне 2022 года к тестированию новой технологии подключился Нижний Новгород – сервис пока работает в тестовом режиме.

Кроме того, разработчики запустили так называемую «умную» оплату проезда с использованием специальных датчиков в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов. Мобильное приложение само взаимодействует с этими устройствами, считывая точки входа и выхода пассажиров и просчитывает стоимость поездки. Пользователь лишь подтверждает списание денег одним кликом по экрану смартфона и получает электронный билет. Цифровой сервис полностью обеспечивает оплату без участия водителя или кондуктора, а время посадки при таком способе оплаты сокращается на 30%.

Отечественная IT-платформа для транспорта.

В этом году различные отрасли российской экономики, в том числе IT-сфера и пассажирские перевозки, столкнулись со сложностями из-за санкций. Перед отечественными разработчиками встала задача ускорить процесс импортозамещения иностранного программного обеспечения.

При этом в стране уже есть достойные и конкурентоспособные решения, успешно показавшие себя не только в тестах, но и в эксплуатации. Так, российская компания «Инновационная мобильность» предложила технологичную IT-платформу для покупки билетов на все виды транспорта дополнительных услуг, таких как выбор мест, багаж и питание. Сейчас через платформу доступно оформление авиабилетов на рейсы всех российских авиакомпаний: система напрямую подключена к ресурсам ведущих российских авиакомпаний Аэрофлот, Победа, S7 Airlines, Уральские авиалинии, Азимут, а также интегрирована с отечественными системами бронирования Sirena-Travel и TAIS (SIG). А также здесь доступны железнодорожные, автобусные, водные  перевозки.

Важно отметить, что IT-платформа находится в российской юрисдикции. Это означает, что в условиях жестких санкций со стороны иностранных государств и ухода из России крупнейших международных ИТ-компаний сервис будет работать стабильно.

Платформы бронирования и покупки билетов являются крупными агрегаторами персональных данных. Использование отечественных сервисов позволяет хранить и обрабатывать эту информацию в полном соответствии с российским законодательством.

Сети 5G на воздушном транспорте.

Если говорить о перспективах развития авиатранспортной отрасли в России и мире, то нельзя не упомянуть сверхбыстрые сети 5G. Эксперты SITA – ведущего IT-провайдера в сфере воздушного транспорта – считают, что потенциал для внедрения инноваций огромен. Тестовые испытания 5G проводились в аэропорту Gatwick в Лондоне и международном аэропорту Daxing в Пекине. Технология уже применяется для улучшения программ в аэропортах, для авиационной связи, управления багажом и для обработки данных пассажиров. По прогнозам CSS Insight, к 2025 году в мире будет 2,7 миллиарда 5G-подключений. Технология станет обычным явлением в аэропортах, и идея всеобщей интеллектуальной связи окажется жизнеспособной.

Сети 5G смогут поддерживать миллион устройств на каждом квадратном километре, позволят предоставлять массивные потоки данных, обеспечивая безопасное наблюдение за деятельностью аэропортов в режиме реального времени. Аэропорты, авиакомпании, авиадиспетчеры, операторы и подрядчики смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. Результатом станет интеллектуальный мониторинг очередей по всему аэропорту и увеличение пропускной способности. Объединение 5G и интернета вещей позволит авиакомпаниям и аэропортам снизить затраты на топливо и оптимизировать использование ресурсов, в том числе трудовых. Воздушные судна нового поколения смогут обмениваться огромными объемами данных, проводить профилактическое техобслуживание, осуществлять более своевременные вылеты и повышать качество обслуживания пассажиров. А объединение 5G и Wi-Fi сделает подключение к сети непрерывным и «бесшовным».

Пассажирские перевозки по запросу.

Еще один мировой тренд — пассажирские перевозки по запросу — в этом году начали внедрять в Московской области. Сейчас услуга тестируется в микрорайоне Опалиха города Красногорска. Эту территорию выбрали для пилотного проекта из-за плотной жилой застройки, неравномерного пассажиропотока и низкой пропускной способности дорожной сети — организация регулярных рейсов здесь малоэффективна.

Тестовый маршрут по запросу соединяет жилые комплексы и станцию МЦД «Опалиха». Оставить заявку можно в приложении: нужно указать желаемое время и место остановки автобуса, а также оплатить проезд онлайн с помощью банковской карты. Сервис формирует оптимальный маршрут с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей. Уже первый месяц тестирования дал почти двукратное сокращение времени в пути для пассажиров и пятикратное снижение стоимости проезда в сравнении с ценой проезда на такси, которым чаще всего пользовались местные жители.

Мобильное приложение MaaS.

Говоря о развитии и цифровизации транспортной отрасли, нельзя обойти стороной концепцию Mobility-as-a-Service (Мобильность-как-услуга). Она предполагает не только перемещение пассажиров из точки А в точку Б, но и создание единой инфраструктуры и приложений для планирования маршрута и покупки билетов. Популярность концепции в мире растет с каждым годом, ведь она позволяет сделать пассажирский транспорт более удобным, разгрузить автодороги, уменьшить количество пробок и улучшить экологию.

В частности, городская мобильность реализуется в Москве. Она строится на базе приложения «Московский транспорт». Региональная концепция Maas «пилотируется» сейчас в Самаре, где работает мобильное приложение для пассажиров «MaaS. Билетные решения». Оно предоставляет возможность построить оптимальный маршрут, комбинируя различные виды транспорта.

Приложение объединяет поезда дальнего следования, электрички, водный и городской транспорт, межрегиональные автобусы, а в ближайшее время добавится и авиация. То есть пассажир может спланировать все путешествие как по Самарской области, так и по России. Также в приложении от «Инновационной мобильности» можно оформить страховой полис на все время поездки. И проезд, и услуги можно оформить одним платежом.

В перспективе, с развитием «умных» городов и внедрением MaaS в регионах, искусственный интеллект позволит строить оптимальные маршруты и подбирать транспорт в зависимости от состояния дорог, наличия пробок и данных о персональных предпочтениях пользователя.


Тематические сайты: Искусственный интеллект, Мобильные устройства и технологии, Транспорт, Цифровая трансформация
Сайты субъектов РФ: Москва, Нижегородская область, Ростовская область, Татарстан Республика, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Нижегородская область - Нижний Новгород, Татарстан Республика - Казань
Сайты городов субъектов РФ: Ростовская область - Таганрог
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Китай, Россия
Сайты столиц стран: Великобритания - Лондон, Китай - Пекин
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS) - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Европейский союз, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: РЖД–Цифровые пассажирские решения — 7 публикаций
Сайт: im.smarttravel.ru
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...