Василий II Тёмный был воистину шекспировским персонажем, хотя и скончался за 102 года до рождения Уильяма Шекспира, поэтому не мог быть знаком с тем категорическим утверждением, которое сформулировал один из персонажей великого драматурга:
Кто из рук
Свалившееся счастье упускает,
Пусть с ним простится.
Биографическая справка.
Василий II Тёмный (1415 - 1462), великий князь московский с 1425 года. Сын Василия I, внук Дмитрия Донского. В 1425 - 1453 годах одержал победу в войне за московское великое княжение, в течение многих лет сражаясь со звенигородско-галичским удельным князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями - Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Победа Василия II укрепила внутреннее единство Московского Великого княжества и усилила его ведущую роль в объединении Северо-Восточной Руси. Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова. Ослеплен в 1446 году князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище "Тёмный").
Личность Василия II Темного
Трудно вернуть упущенную счастливую возможность, но гораздо труднее возвратить однажды утраченную верховную власть. Таково общее правило. Однако именно Василий II Васильевич Тёмный стал ярким и самобытным исключением из него. Он дважды был низложен с великокняжеского престола - в 1433-м и 1446-1447 годах - и всякий раз ухитрялся вновь взойти на престол, став своеобразным "рекордсменом" по числу взятых им реваншей, связанных с возвращением отнятой у него великокняжеской власти. Если учесть, что в 1445 году великий князь совершил неудачный поход против казанского хана Улу-Мухаммеда, но был разбит, сильно израненным попал в плен, из которого освободился лишь за большой выкуп, то можно сделать вывод, что Василий II был личностью незаурядной, обладавшей сильной витальностью.
Детство и начало правления
Ему было всего-навсего десять лет, когда он по завещанию отца Василия I унаследовал великое княжение. В течение 37 лет (с перерывами) Василий II правил государством и долгие годы его княжения прошли в непрерывных военных походах и ожесточенной борьбе с жестокими людьми и трагическими обстоятельствами. На следующий год после восшествия юного правителя на родительский престол на территории Московского Великого княжества началась эпидемия моровой язвы, завезенной в Москву из Ливонии через Псков, Новгород и Тверь. В Москве, Торжке, Волоколамске, Дмитрове умерло множество людей.
Исторический фон
Государственный историограф Николай Михайлович Карамзин эпически повествует о последствиях эпидемии: "Отличным знаком сей новой язвы был синий или багровый пузырь на теле: синий предзнаменовал неизбежную смерть в третий день, а багровый выгнивал, и недужные оставались живы. Летописец говорит, что с сего времени, как некогда с Ноева потопа, век человеческий сократился в России и предки наши сделались тщедушнее, слабее; что в разных местах были страшные явления; что от великой засухи (в 1430 году) воды истощились; земля, боры горели; люди среди густых облаков дыма не могли видеть друг друга; звери, птицы и рыбы в реках умирали; везде голод и болезни свирепствовали. Одним словом, последние годы Василия Димитриевича и первые сына его составляют печальнейшую эпоху нашей Истории в XV веке. Язва возобновлялась еще во Пскове и в Москве около 1442 и 1448 года".
Таков был трагический фон долгих лет правления Василия II. Прибавим к этому 28-летнию княжескую усобицу, в конечном счете выигранную великим князем. Только выдающийся правитель в этих исключительно драматических обстоятельствах времени и места мог не предаться унынию, удержать власть в своих руках и сохранить за Москвой ведущую роль в объединении Северо-Восточной Руси.
"Василий Васильевич был человек ограниченных дарований, слабого ума и слабой воли, но вместе с тем способный на всякие злодеяния и вероломства…" - так весьма пренебрежительно отзывался о нем дореволюционный русский историк Николай Иванович Костомаров, целенаправленно стремившийся умалить и принизить личную роль московских князей в объединении Северо-Восточной Руси. Если применить к этому тенденциозному утверждению "коэффициент искажения", то можно сделать резонный вывод: человек якобы слабого ума и слабой воли, единожды упустив из собственных рук великокняжескую власть, покорился бы судьбе и никогда не решился бы вступить в противоборство со множеством обрушившихся на него суровых бедствий. А ведь Василий II поступил иначе! Этот, по мнению Костомарова, человек якобы ограниченных дарований, не примирился со своей судьбой и сумел дважды взять реванш. Что касается абстрактных обвинений великого князя Василия Васильевича в злодеяниях и вероломстве, то не будем забывать, в какое жестокое время ему довелось жить, ибо как сказал пушкинский персонаж: "Ужасный век, ужасные сердца!"
Василий II Темный и Дмитрий Шемяка
Вспомним, что в 1446 году великий князь, уже успевший к этому времени раненым побывать в плену и из него освободиться, был не только вторично низведен с престола, но и ослеплен, однако не смирился со своей горькой участью калеки, продолжил борьбу за власть - и победил, умело воспользовавшись ошибками, допущенными его соперником в борьбе за власть князем Дмитрием Шемякой. Государственный историограф Николай Михайлович Карамзин пишет:
"Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию и, в самых гражданских делах попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной".
Н.И. Костомаров пристрастно утверждает: "Замечательно, что характер княжения Василия Васильевича с этих пор совершенно изменяется. Пользуясь зрением, Василий был самым ничтожным государем, но с тех пор, как он потерял глаза, все остальное правление его отличается твердостью, умом и решительностью. Очевидно, что именем слепого князя управляли умные и деятельные люди". Итоговый вывод дореволюционного историка нуждается в существенной корректировке. Нельзя согласиться с его явно предвзятой попыткой представить Василия II всего-навсего марионеткой в руках ближнего круга советников, потому что умение не только выбирать компетентных сподвижников, но и в нужный момент прислушиваться к их авторитетному мнению, чтобы приять единоличное решение, - это важнейший показатель государственной мудрости правителя, а не свидетельство его слабости и никчемности.
Итоги правления Василия Темного
В годы долгого правления Василия II Московское Великое княжество, несмотря на внешнюю агрессию и продолжительную внутреннюю усобицу не только устояло, но и укрепилось. Василий Васильевич ликвидировал уделы своих противников в борьбе за власть, устранив вместе с уделами питательную среду весьма вероятных усобиц в будущем, чем укрепил собственное единодержавие. Великий князь настойчиво проводил политику своих предшественников, "собирателей земли русской". Ему удалось резко ограничить вольность Великого Новгорода и Пскова, которые, оставаясь формально независимыми от Москвы, обязаны были платить дань великому князю. Василий II очень разумно распорядился полученными деньгами. Он расширил московские владения, купив крупный массив рязанских земель на правом берегу Оки, вплоть до верховьев Дона. Все эти факты являются несомненным доказательством наличия у Василия II бесспорного политического таланта.
Первый князь, которого при жизни именовали царем
Современный российский историк Антон Анатольевич Горский исключительно высоко оценивает заслуги великого князя перед государством Российским, чье правление стало важной вехой в отечественной истории:
"При Василии II московский князь впервые начинает при жизни именоваться "царем" - т.е. титулом, соответствующим императорскому. Первоначально этот титул по отношению к нему встречается в литературных произведениях той эпохи в связи с отказом великого князя от унии с католической церковью. Но в начале 1460-х годов, после гибели Византийской империи под ударами турок (1453), глава русской церкви митрополит всея Руси Иона назвал Василия II царем уже вне связи с вопросом об унии церквей…
История Государства Российского в изображениях державных его правителей
Идея о царском достоинстве московского великого князя неизбежно должна была прийти в противоречие с продолжавшимся признанием верховенства хана Орды (поскольку царь - правитель высшего ранга, полностью суверенный, он не может подчиняться другому царю)".
Сын Василия Темного Иван III
Ликвидировать это противоречие на практике и покончить с зависимостью от Орды предстояло его старшему сыну Ивану III, еще в 1449 году официально объявленному соправителем отца. В 1462 году, после безвременной кончины отца от болезни, которую в те поры лекари еще не умели лечить, Иван III без всяких государственных потрясений взошел на престол. Бесконфликтный, не приведший к новой усобице или смуте, переход верховной власти к легитимному и заранее подготовленному наследнику престола - таково самоочевидное свидетельство политической мудрости Василия II, сумевшего укрепить российскую государственность, и его неоспоримое право на признательность потомков.
Автор: Семен Экштут, доктор философских наук. Журнал "Родина".
Изображение (фото): из открытых источников
Участники событий и другие указанные лица: